Если еще недавно в конторах банка можно было угоститься конфеткой, пока теллер решает ваш вопрос, то с изменением экономической ситуации улаживание нерадостных проблем «подсластить» нечем. Экономическая ситуация действительно серьезная — Swedbank больше не предлагает клиентам конфеты.«В нынешней экономической ситуации мы тоже пересматриваем статьи расходов, — пояснила специалист по коммуникациям банка Лаура Кяэсель. — Поскольку опрос наших клиентов показал, что особого влияния на качество обслуживания конфеты не оказывают, мы решили отказаться от них».В трудные времена предприятиям приходится отказываться не только от конфет. Так, по словам председателя правления фирмы AS Fifaa, которая занимается изготовлением одежды и оригинальных сувениров с логотипами предприятий, Лаури Лиллеварса, в этом году они ждут уменьшения оборота не менее чем на 20 процентов. «Уже в прошлом году число заказов постоянно уменьшалось», — сказал Лиллеварс. С дешевой продукцией, например, с футболками, проблем меньше, а вот более дорогие предметы — куртки
, часы, кофейные сервизы, комплекты для вина и прочее - покупают неохотно. «Мы полагаем, что основным двигателем рекламы будут футболки
и ручки, поскольку они являются предметами первой необходимости», - сказал Лиллеварс. Однако член правления фирмы Ideahouse, также занимающейся изготовлением рекламной продукции, Герли Аулик отмечает, что у них значительно снизились продажи именно таких изделий, как чашки и авторучки. Их заказывают примерно на 70-80 процентов меньше, чем в прошлом году. А вот текстильные товары с логотипом предприятий, особенно пакеты и футболки с короткими рукавами, продаются хорошо, и проблем с ними не возникает. «Однако клиенты все чаще нарушают сроки договоренностей и переводят деньги с опозданием», — сказала Аулик. Теперь оплата может откладываться на несколько месяцев, а заказы клиенты не делают заранее, как это бывало раньше. По словам исполнительного директора фирмы Rek-laamikink Аго Курга, пуб-личный сектор начал экономить. «К счастью, среди наших клиентов нет строительных фирм и мы не ощутили падение спроса. Но при этом уменьшаются госзаказы», — отметил он. Точных данных Кург пока назвать не смог, но отметил, что произошло общение уменьшение количества заказов, а не снижение спроса на какие-то конкретные изделия. С изменением экономической ситуации появилась и новая тенденция оформления заказов. «Теперь заказчики не ведут совместных обсуждений, а сразу высылают запросы на ценовое предложение в несколько фирм, — говорит Кург. — Для нас это чревато пустой тратой времени». Пока руководители предприятий затрудняются сказать, как долго продлится сложившаяся ситуация. Год, два — кто знает? И если вдруг в банке снова появятся мятные конфеты для клиентов, значит, блеснул луч надежды на перемены к лучшему.