Обеспечить рынок республики качественными товарами народного потребления, в том числе и готовой одеждой - такова основная задача, стоящая перед отечественными производителями. И они делают все, чтобы удовлетворить потребности населения, с каждым годом расширяя ассортимент выпускаемой продукции, работая над современным стилем, следуя новым веяниям в мире моды. Ежегодно растет число предприятий, специализирующихся на изготовлении пряжи, трикотажного полотна, готовой одежды. В течение девяти месяцев нынешнего года в системе "Узбекенгилсаноат" открыто 19 новых предприятий. Среди них - ИДП "Мураватекс", расположенное в Джизакской области, ИП "Шиндонг спиннинг Термез" - в Термезе, СП "Аддисон групп" - в Ташкенте и другие. После сдачи новых объектов будет выпускаться 22 млн 85 тысяч штук готовых изделий. Примечательно, что многие совместные предприятия имеют свои специализированные магазины. Радует и то, что качество многих товаров не уступает зарубежным. Население, особенно молодежь, с удовольствием носит спортивную одежду, майки, футболки
, топики, изготовленные местными предприятиями. Одно вызывает недоумение: почему частенько производители не сопровождают свой товар этикеткой? А если она и существует, то на ней не указываются адрес производителя, контактные телефоны. В сегодняшнем многообразии товаров, когда ярлыки самых известных мировых фирм метрами продаются на любом рынке и их шлепают на подделки все, кому не лень, трудно определить, откуда на самом деле товар поступил на прилавок. Честному производителю нечего скрывать. Он на каждом своем изделии четко указывает страну, где изготовлен товар, название компании, адрес, телефоны, электронный ящик. Этикетка для товара важна так же, как паспорт для человека. Сведения, представленные на ней, помогают разобраться в том, что мы собираемся приобрести. Ценность этикетки возрастает многократно, когда речь идет о продуктах питания. В этом плане у нас в республике большие подвижки. На кетчупах, молочных продуктах, майонезах, сырах и другом продовольствии крупно и ярко указывается производитель. Основное место на этикетке обычно отводится товарному знаку (марке, бренду, логотипу), который позволяет быстро найти нужный продукт. Хуже дело обстоит с "опознавательными знаками" на промышленных товарах. В фирменных магазинах покупателю все ясно: здесь продукция конкретного производителя. А в других торговых точках, особенно со смешанным ассортиментом товаров, ориентироваться сложнее. Кроме логотипа, не дающего информацию о фирме-производителе и иногда инструкции по уходу за вещью, других данных нет. Центральный универмаг Ташкента - один из крупнейших магазинов столицы. Здесь в широком ассортименте имеется различная одежда, от верхней до нижнего белья. В павильонах товары распределены по странам-производителям. Ряды с белорусскими товарами, польскими, российскими. На этикетках вся необходимая информация. Дальше идут ряды с товарами, произведенными в Узбекистане: спортивные костюмы, женские халаты, куртки, мужские сорочки, женские платья и другие изделия. Однако на большинстве изделий этикеток нет. Надо отметить хорошую осведомленность торговых консультантов, они безошибочно называют компанию-производителя. В универмаге можно приобрести женское пальто от ЧП "Дильбар Давр кизи", футболки ДП "Modern Textill Technologies", мужские джемперы ЧПКФ "Комол-Топ", банные халаты АО "Гурлан" и еще много других изделий, произведенных в стране. Приятно было услышать от продавцов, что отечественные товары раскупаются хорошо, они востребованы населением, поскольку и цены приемлемые, и качество хорошее. Однако соответствующая информация должна быть известна не только торговому консультанту, но и покупателю. Правда, на некоторых изделиях этикетки были, но без адреса компании, телефонов, по которым в случае необходимости можно связаться с производителем. Разнообразный ассортимент мужских костюмов представлен совместными предприятиями республики. Здесь с этикетками дело обстоит лучше, во всяком случае, есть название компании. Однако на многих тоже нет ни адреса, ни контактных телефонов. Осматривая местные товары, признаюсь, испытала чувство гордости за нашего производителя. Женские костюмы, платья, блузки, юбки, представленные, например, в павильоне "Fashion salon", можно принять за изделия кутюрье с мировым именем. Настолько они стильные, изготовлены с учетом модных тенденций, в пошиве чувствуется лоск. Знатоки обычно в первую очередь отмечают профессиональность строчек. Оказалось, что шьет эти изделия не известная зарубежная компания, а ташкентская фирма "E. Anna". Продумали производители и культуру подачи товара. Каждое изделие сопровождает надпись для покупателя: "Спасибо за покупку. В наших нарядах вы будете неотразимы". Хорошее пожелание. Но все-таки контактные данные тоже надо указывать. Если в универмагах продавцы могут сами рассказать о товаре и дать адрес производителя, то на оптовых и вещевых рынках, в магазинах, расположенных на базарах, этого никто не сделает. Нередко торговцы идут на ухищрения, выдавая товары, изготовленные на наших совместных предприятиях, за импортные. Можно столкнуться с такой ситуацией: один и тот же костюм в расположенных рядом торговых точках реализуется по ценам, ощутимо разнящимся. Тот, что подороже, выдают за турецкий, подешевле - за китайский. А на деле выясняется, что сшит и тот, и другой, скажем... в Намангане или Ташкенте. Просто один изготовлен из более качественной ткани, другой - из дешевого материала. - Согласно статье 6 Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять необходимую информацию о реализуемых им товарах, - говорит ведущий специалист управления технической политики в области подтверждения соответствия Агентства "Узстандарт" Геннадий Климушин.- Информация о товаре должна содержать обозначение нормативной документации, обязательным требованиям которой должен соответствовать товар (работа, услуга). Должен указываться адрес изготовителя (исполнителя) и уполномоченных ими предприятий для принятия претензий потребителей. В отношении товара, подлежащего обязательной сертификации, потребителю должна предоставляться информация о его сертификации. Что касается готовой одежды, то согласно постановлению Кабинета Министров республики " О дополнительных мерах по упрощению процедуры сертификации продукции" от 6 июля 2004 года обязательной сертификации подлежат только некоторые виды одежды, в частности, одежда детского ассортимента. Известно, что во многих странах лидирующие компании, уверенные в качестве своих товаров, налаживают тесную связь с потребителями, создают "горячие линии". Специалисты отвечают на вопросы покупателей, из их уст население может узнать об особенностях того или иного товара. Не выходя из дома или находясь в магазине получить информацию о продукции, согласитесь, это очень удобно. Такой сервис помогает компании держать руку на пульсе спроса, оценки покупателей помогают быть более внимательными к своей деятельности, повышают ответственность за качество продукции, а покупателю лучше ориентироваться в море товаров. Что же мы имеем на деле? Зачастую невозможно разобрать, что написано на этикетке, некоторые производители если и наносят маркировку, то очень мелким шрифтом. Формально буква закона соблюдена, а на деле наглядность этикетки не обеспечена. Неплохо было бы нашим производителям, ориентируясь на зарубежный опыт, наладить обратную связь с потребителем. Отечественные производители очень многое делают для того, чтобы мы, потребители, могли приобретать товары, произведенные в нашей стране из местного сырья. Дело осталось за малым - обеспечить свою продукцию этикетками с полной информацией о производителе. Каждый самостоятельно выбирает для себя виды продвижения товара. Но элементарные требования все-таки надо соблюдать.